Предметная неделя учителей гуманитарного цикла прошла с 12 по 16 февраля 2024 года.
Все мероприятия посвящались дню памяти А.С. Пушкина.
Учитель русского языка и литературы Кузьмина Ю.А.
13 февраля провела внеклассное мероприятие "Фразеологизмы в "Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина» для 6а и 6в классов. Вспомнили сказку, искали в тексте фразеологизмы, объясняли их значение. Работа сопровождалась наглядными примерами, которые были представлены в презентации.
Для 5г провела интерактивную игру по сказкам А. С. Пушкина. Ребята активно принимали участие, старались правильно ответить на задания.
Для 7в - заочную экскурсию в Царскосельский лицей с использованием видеоролика и презентации.
Учитель русского языка и литературы Дементьева Т.М.
13 февраля в 6г классе провела внеклассное занятие "Фразеологизмы в сказках А. С. Пушкина". Дети узнали о частоте использования фразеологических оборотов в сказках, о значении фразеологизмов, выяснили, что они помогают автору глубже раскрыть характер героев.
15 февраля в 8в классе провела внеклассное занятие "Вся жизнь – один чудесный миг". Образ Пушкина в живописи. Учащиеся познакомились с портретами поэта, которые были написаны разными художниками, с историей создания. Выяснили, что портреты позволяют судить о том, как выглядел поэт в тот или иной период жизни, каким его видели и запечатлели известные художники.
Учитель истории Алексеев Ю.Н.
13 февраля провел в 8в классе занятие на тему «Пугачев – реальное историческое лицо в повести «Капитанская дочка». Для полноты представления тема занятия была расширена до рамок «Пушкин как историк». Прослежена связь произведений поэта с сюжетами и темами русской истории, его отношение к ней, выразившееся в изучении трудов его современника Карамзина. (Цитата: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным как Америка Колумбом!»)
Коснулись также темы взаимоотношений поэта и власти в лице императора Николая I, и попытки его привлечь Пушкина к продолжению дела Карамзина (знаменитая встреча их в Чудовом монастыре), планов Пушкина по написанию исторических трудов о временах Петра I и, наконец, самое серьезное его историческое исследование: «История Пугачевского бунта», работа над ним в архивах и со свидетелями тех событий.
Исторический труд Пушкина не имел успеха у читателей, а вот родившаяся позже повесть «Капитанская дочка» - наоборот. И секрет этой популярности не только в таланте писателя, но и в историчности материала повести, основой которой послужили изыскания Пушкина. А главная фигура, в которой историчность соединилась с талантом повествователя, конечно же – Пугачев.
Учитель русского языка и литературы Кроликова В.Н.
13 февраля в 6б классе провела познавательно-интеллектуальную игру «Фразеологизмы в сказках А.С. Пушкина». Сначала вспомнили, что такое фразеологизмы. Затем при помощи красочной презентации вспомнили сказки Пушкина и узнали значения некоторых фразеологизмов. После этого провели викторину «Кто быстрее». Надо было отгадать значение фразеологизмов и сказки, из которых они взяты. Работали в группах по четыре человека. Победители получили пятерки по русскому языку.
15 февраля в 7а классе провела виртуальную экскурсию на тему «Пушкин-лицеист». Учащиеся познакомились с Лицеем времен Пушкина, узнали о его первых директорах, вспомнили распорядок дня юных лицеистов, лицейских друзей, послушали стихи, написанные в этот период. Затем была проведена викторина, в которой надо было ответить на вопросы, связанные с лицейским периодом А.С. Пушкина. Победители были награждены пятерками по литературе.
С 12 по 15 февраля учащиеся 5-7 классов рисовали рисунки, посвященные творчеству А.С. Пушкина. Работ поступило очень много. Дети с удовольствием приняли участие в данном конкурсе. Лучшие работы украсили школьные стенды.
Учитель обществознания Ершова И.В.
13 и 14 февраля провела уроки в 9 а,б,в классах на тему «Можно ли считать Дубровского благородным человеком?»
Цель урока: определиться с нравственным выбором в оценке литературного героя.
Задачи:
- ознакомить учащихся с понятием «благородство»
- определить составляющие понятия «благородный человек»
- научить давать характеристику человеку с учетом данного качества
- учить работать в группе и высказывать личное и групповое мнение
- учить находить и анализировать информацию из различных источников знаний
- способствовать воспитанию таких качеств как патриотизм, гражданственность, благородство, милосердие.
Форма урока – «Разговор о важном»
Метод – эвристическая беседа
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «благородство». Работают со словарями на Интернет-ресурсах. Делают записи в тетради. Составляют кластер. Оформляют «Портрет благородного человека». Приводят примеры таких людей из своей собственной жизни, среди жителей г. Новосокольники, среди своих знакомых. Учащиеся приводят примеры благородных поступков людей и анализируют их на основе разобранных критериев. Вспоминают определения понятий «благотворительность», «меценатство». Приводят примеры из жизни отечественных меценатов. Рассуждают о том, есть ли место этим понятиям в современной жизни. Учитель знакомит учащихся с книгами, которые помогут им разобраться лучше в том, что такое благородство и его составляющих. Приводятся выдержки из книги С. Соловейчика «Пушкинские проповеди».
В конце урока учащиеся дают ответы, чем им будет полезен разговор о благородстве.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Можно ли считать Дубровского благородным человеком?»
Учитель русского языка и литературы Боботунова О.В.
13 февраля в 5а классе провела литературный урок-игру «Путешествие в мир сказок Пушкина». В начале урока дети кратко вспомнили биографию А.С. Пушкина и его творчество. Интересные факты из жизни поэта сопровождались чтением стихов. 10 февраля – День памяти Пушкина. В этот день вспоминается высказывание русского художника
Н. В. Кузьмина: «Какое счастье, что у России есть Пушкин». Для России нет более важного поэта и писателя, чем Пушкин. Его стихи, сказки, поэмы, повести и по сей день остаются понятными миллионам читателей разных возрастов.
Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают сказки. Его добрые сказки входят в нашу жизнь с раннего детства и остаются с нами навсегда. На уроке ребята отправились в путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина, где их ждали разнообразные приключения и интересные задания. Они отгадывали сказки по различным отрывкам, угадывали персонажей сказок по описанию, называли сказочные предметы из сказок А.С. Пушкина, подбирали недостающие слова в сказках, капитаны собирали пазлы по сказкам. Команды детей справились со всеми заданиями, с удовольствием и азартом отвечали на вопросы, так как сказки Пушкина знают и любят с детства. Все остались довольны мероприятием и ушли с хорошим настроением и хорошими отметками за урок.
Учитель русского языка и литературы Леонова О.Г.
13.февраля в 8а и 8б классах провела интеллектуальную игру "Умники и умницы" по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Учащимся, которые выходили на игровые дорожки, нужно было ответить на вопросы, касающиеся истории создания произведения, поступков главных героев. Учащиеся 5б класса также приняли участие в игре "Умники и умницы". Она была посвящена сказкам Пушкина.
Учитель истории Попова Е.В.
15 и 16 февраля в 10а и 10б провела урок «Пушкин и декабристы». На уроке вспоминали причину восстания декабристов, встречу поэта с восставшими, дружбу Пушкина с И. Пущиным, К. Рылеевым, В. Кюхельбекером. Ребята читали стихи, рассуждали об их смысле.
Учитель истории Ларионов К.А.
16 февраля в 5х классах провел урок «Памятники А.С. Пушкину на Псковщине». Учитель, при помощи презентации, рассказал о памятниках «Пушкин и крестьянка» в г. Пскове, «Пушкин-лицеист» в Михайловском, памятник на могиле А.С. Пушкина в Свято-Успенском Святогорском мужском монастыре. Ребята с удовольствием слушали Кирилла Александровича, были заинтересованы. Отвечали на вопросы учителя.
В конце урока пятиклассники получили задание на дом: подготовить мини-сообщение на тему «Что для меня есть Пушкин?»
Учитель русского языка и литературы Г.В. Мельникова
14 февраля провела для одиннадцатиклассников урок «Доверительность и исповедальность лирики Твардовского».
Вспоминая о Пушкине стихами поэтов серебряного века, учитель плавно перешла к теме урока. На уроке звучали сообщения ребят, их размышления, школьники были очень активны. В конце урока ребята получили необычное домашнее задание «Топ пяти стихотворений Твардовского». Урок получил высокую оценку коллег и администрации школы.